WORDS OF PRAISE FOR FISHFOOD
Сегодня на работе была лекция по обслуживанию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Это было чудовищно занудно и очень непрактично. Лектор будто рассказывал о зверушках в зоопарке, в том смысле, что о зверушках достаточно теоретического знания, потому что зверушки там за стеклом, а мы здесь, и встретимся мы с ними разве что на сафари; нет, не в смысле, что это не люди, отнюдь, он работает в школе для детей какими-то ограничениями, но как-то отвлеченно, неясно. Или как будто о плетении корзин, потратив три четверти времени на историю корзиноплетения, но без объяснений по постановке пальцев и техники безопасности. Тут надо сказать, что дядька, судя по всему, хороший, то, что он рассказывал - разумно, информативно, человечно и даже практично, но это не то, что надо было рассказать нам. И рассказывал он более-менее нормально, вел себя с аудиторией хорошо. И спасибо ему, что он делает то, что делает и ездит об этом говорит.

Мне, как человеку, который может встретиться с такими людьми в работе, не надо много знать о языке жестов, мне надо конкретно, что делать. Как себя вести с человеком с нарушениями речи, чтобы выполнить свою работу и не обидеть его? Я его не поняла; переспросить значит вызвать еще большую проблему, заикающийся, например, только еще больше будет заикаться. Хорошо что хоть про людей с нарушением опорно-двигательного аппарата сказали: помощь предложить, но откажется - не навязываться. Что делать, если человек с психологическими нарушениями нарушает правила, допустим, пытается украсть книгу или просто разговаривает с собой вслух? Я же не могу допустить, чтобы он правила нарушал и мешал другим посетителям. Не можете разобраться, звоните 911, приедет служба; ха-ха-ха. Я не шучу, так и сказали. А, между прочим, это вполне настоящие примеры, и с книгой, и с разговорами с собой.

С глухим человеком все замечательно: общаемся, переписываясь на бумаге или на планшете, он получает свои книги и консультации практически не отличимо с обычным посетителем. Нарушения опорно-двигательного характера также не делают человека неспособным к работе с текстами, они тоже практически ничего особенного в смысле работы с ними не требуют. Однако нужно специальное оборудование, такое как а) пандусы, б) специальные туалеты, в) специальные столы (пониженные) и т.п. Что вы мне об этом рассказываете - спустите директиву в администрацию, дайте денег, обяжите обеспечить.

А что делать со слепым? В рамках инклюзивности такие люди тоже, по идее, должны получить полное обслуживание. Когда я задала этот вопрос, представитель дирекции меня перебила, сказав, что это не актуально, все равно не придут - можно сказать, надо мной посмеялись. Что им тут делать, слепым. Пусть приходят с сопровождающими или никак. На самом деле, что слепым тут делать, ведь книжная библиотека - хранилище информации на носителях, читаемых зрительно, а зрения-то как раз и нет. Товарищи, но ведь и для таких граждан даже с сопровождающими нужен отдельный уголок, потому что пока машинных методов чтения книг вслух в наушники нету, этот сопровождающий будет читать вслух. Я знаю одного слепого, он так ходил, ему читали в зоне, где можно говорить вслух, говорят, еще одна слепая так ходит. И отлично, только сейчас у нас места нет, чтобы этих людей так разместить! Хорошо, а если слепые придут самостоятельно, без зрячего помощника? Имеют ведь право. Должны ли мы их обслужить? Надо закон почитать, но вроде получается, что должны. Наравне с другими читателями слепой не справится, он ведь как иностранец в стране, где говорят только на чужом ему языке - письменном (зрячие в этой метафоре - "билингвы", говорят вслух на его языке и на письменном, "иностранном").

Но, товарищи граждане, господа работодатели, уважаемое министерство, каждый мой чих считается по нормам и за каждое мое шевеление я отчитываюсь. В таком случае нужны нормы, правила, и тогда в отчете сотрудник будет сообщать, что он потратил столько-то часов рабочего времени не на распитие чаёв и ковыряние в носу, а на обслуживание незрячего (или кого-то-там еще из соответствующей категории). Так же как в метро есть группы, которые сопроводят нуждающегося в помощи для перемещения, так и у нас надо в таком случае выделить персонал, который в случае необходимости будет выполнять подобную работу. Поставить то немногое необходимое для инвалидов оборудование.

А иначе все это херь и пустые слова. Послушали для галочки. Дайте норм и протоколов, материального обеспечения функционирования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, иначе все просто остается как было.

Причем, если слепых наконец пустят, даже пригласят, и обяжут им помогать в качестве сопровождающих, я первая вызовусь на то чтобы быть в числе тех, кого вызывают, когда нужен сопровождающий. Если останусь работать в этом богоугодном заведении, что вряд ли надолго. Потому что мне свойственны ярость&гнев насчет притеснения слабых, и я доверяю себе хорошо обходиться с людьми, быть терпеливой, терпимой, человечной, внимательной.

@темы: работа