WORDS OF PRAISE FOR FISHFOOD
Интернет - лучшее место чтобы встретиться с теми, кто не разделяет твою точку зрения. Это лучшее место, чтобы найти дебилов, которым не хватает интеллекта чтобы понять и даже внимательно прочесть аргументы, не совпадающие с их точкой зрения. Иногда интернет это место, где можно встретить людей, умеющих разумно спорить так, что заставляет тебя задуматься.
Темы, которые в последнее время особо заставили зашебуршиться мои нервные клетки, задуматься о своих взглядах на это, отчего и почему я или другие так считают:
1) трансгендеры
2) геи
3) аборты
4) чайлдфри
Самое худшее это то, что очень многие, если не большинство, просто не хотят встать на место другого человека и посмотреть на вопрос с другой позиции. Золотое правило этики "поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами" отлично применяется практически везде; в данном случае оно просит задуматься о том, что носители иной точки зрения - тоже люди, и они хотят лучшего. Мало кто хочет плохого, просто их аргументация насчет причин считать что-либо лучше иная. Возможно, она содержит ошибки, но они этих ошибок не видят или за ошибки не считают; возможно, ошибаюсь я. И я, и вы, имеем в своем запасе какие-то ошибочные мнения, мы просто пока не получили достаточной информации, чтобы понять, где ошибаемся. Я считаю, надо стремиться уменьшить эти ошибки! А значит надо стараться лучше понять подоплеку всего, что имеет для вас значение.
В споре существуют разные аргументы, они бывают сильные и слабые; сильными обычно считаются наименее сомнительные, наименее зависящие от личных предубеждений, наиболее подтвержденные опытом, наукой, экспериментами, а также наиболее большие, общие. Обидно, когда человек просто не видит, как в принципе работает спор, обсуждение. Я считаю то - а я считаю это: драка и ругань. Я считаю то - существуют такие-то и такие-то подтверждения, что на самом деле оно не так: нет, мое мнение важнее; драка, ругань. Твои чувства и твое мнение имеют вес 1 супротив веса фактов примерно в 100. Если на улице идет ливень, это перевешивает мое мнение, что на небе ни облачка; и я дебил, если сочту что моего мнения достаточно, оденусь не по погоде, промокну, замерзну и промочу телефон; я считаю, что солнечно, значит солнечно - не работает. А ведь именно так и выглядит отрицание (в том числе гораздо более более сложных) фактов.
Искусство риторики, убеждения и ведения диалога, развивалось с древних времен. Софисты, например, которых многие греки просто ненавидели, хотя и являлись часто троллями, всего лишь развивали науку качественного спора, успешной аргументации и обучали этому готовых за обучение оплатить. Софисты мне особо симпатичны тем, что одной из практик и норм было умение защитить и противоположную точку зрения (оно, кстати, и вызывало ненависть к ним современников); это учило спорящего серьезно взглянуть на силу противоположной, другой позиции по вопросу и на слабость своих аргументов. У софиста любитель мяса должен был бы найти аргументы против себя, за отказ от животных продуктов, найти и показать плохую сторону мясоедения после (или до) того как расскажет, почему это так правильно есть животных (или людей - мало ли).
Я до предела стараюсь следовать "золотому правилу". Я стараюсь выслушать собеседника, потому что я хочу, чтобы меня выслушали. Золотое правило постоянно мне напоминает, ты не пуп земли, они такие же люди, как и ты, смотрят на мир со стороны таких же "центр известной им вселенной" позиций. Как пример, я стараюсь не ругаться, потому что прекрасно знаю, что, если мне начнут грубить, высказывать откровенные оскорбления, я просто закроюсь от них и, скорее всего не попытаюсь всерьез найти зерно истины в их высказываниях. Грубости обычно говорят потому что хорошие, сильные аргументы иссякли, или их не было; или человек не готов воспринимать меня как тоже человека (т.е. достойного внимания, уважения, здравых рассуждений), и будет "кидаться какашками", как обезьяна в проходящего под деревом хищника, от злости или ради забавы. Я не всегда из шкуры вон лезу в каждом споре (откуда на каждый спор и время, и силы) и прекрасно знаю, что не лучший я оратор, даже когда стараюсь. Но я стараюсь. Думаю, книжки читаю, лекции слушаю, пытаюсь принять к сведению. Например, замечательна книга/лекции/курс Дэвида Зарефски (David Zarefsky) "Argumentation: The Study of Effective Reasoning". Но сразу, и даже после повторного чтения, оно в голове не укладывается - слишком обширная, слишком всеобъемлющая; повод перечитывать.
Главное в споре - не врать. В том числе не врать себе. Ставить под сомнение не только взгляды противоположные, но и искать ущербность в своих. Только после внимательного рассмотрения можно серьезно, твердо принять ту или иную сторону. И то, даже убедившись в чем-то, нужно с радостью, а не с недовольством встречать найденные впоследствии кем-либо недостатки (и эти недостатки, конечно, тоже подвергать сомнению и критике).
Например, если честно быть с собой, я знаю, что я не супер-умная. Вот брат мой С., который с детства меня троллил тем, что знает больше меня и может лучше преподать то, что знает. У него и память лучше. Отец его - тоже светило, в лучах которого мне разве что греться и задавать наводящие вопросы, чтобы хоть немного стряхнуть тусклость своего ума. Я, как наркоман, ищущий большую концентрацию веществ, чем во мне есть, тяготею к умным, на фоне которых я страшный дурак. Я в таких и влюбляюсь (иногда неудачно - не нужна им та, которая в сравнении с ними дурочка), и я таких уважаю. Бывшая моя начальница, например, при ее некоторых недостатках характера - умнейший человек, помимо этого строгий с собой только более, чем строгий к окружающим. Сидишь, слушаешь ее, и думаешь, как бы не ляпнуть чего. Зная, что пусть я и неплохо разбираюсь в чем-то, в другом я разве что сойду за умную, я не берусь без фундамента из солидных аргументов утверждать, как я во всем права. Покажите мне более твердые основания отличной от моей позиции, я перейду туда. Зная, что другие люди тоже люди, я не хочу указывать им как жить в ограничение их свобод, потому что я тоже человек и ненавижу, когда мне указывают, что и как делать.
Но какая-то картина мира все-таки вырисовывается, совсем без нее не получится жить. Если думаешь, обычно имеешь мнение. Остается надеяться, что стараниями удается приблизиться к истине, что общие черты представлений - действительно общие черты, которые, как упрощенный контур объекта, пусть и требуют уточнений, в целом неплохо его описывают.
Темы, которые в последнее время особо заставили зашебуршиться мои нервные клетки, задуматься о своих взглядах на это, отчего и почему я или другие так считают:
1) трансгендеры
2) геи
3) аборты
4) чайлдфри
Самое худшее это то, что очень многие, если не большинство, просто не хотят встать на место другого человека и посмотреть на вопрос с другой позиции. Золотое правило этики "поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами" отлично применяется практически везде; в данном случае оно просит задуматься о том, что носители иной точки зрения - тоже люди, и они хотят лучшего. Мало кто хочет плохого, просто их аргументация насчет причин считать что-либо лучше иная. Возможно, она содержит ошибки, но они этих ошибок не видят или за ошибки не считают; возможно, ошибаюсь я. И я, и вы, имеем в своем запасе какие-то ошибочные мнения, мы просто пока не получили достаточной информации, чтобы понять, где ошибаемся. Я считаю, надо стремиться уменьшить эти ошибки! А значит надо стараться лучше понять подоплеку всего, что имеет для вас значение.
В споре существуют разные аргументы, они бывают сильные и слабые; сильными обычно считаются наименее сомнительные, наименее зависящие от личных предубеждений, наиболее подтвержденные опытом, наукой, экспериментами, а также наиболее большие, общие. Обидно, когда человек просто не видит, как в принципе работает спор, обсуждение. Я считаю то - а я считаю это: драка и ругань. Я считаю то - существуют такие-то и такие-то подтверждения, что на самом деле оно не так: нет, мое мнение важнее; драка, ругань. Твои чувства и твое мнение имеют вес 1 супротив веса фактов примерно в 100. Если на улице идет ливень, это перевешивает мое мнение, что на небе ни облачка; и я дебил, если сочту что моего мнения достаточно, оденусь не по погоде, промокну, замерзну и промочу телефон; я считаю, что солнечно, значит солнечно - не работает. А ведь именно так и выглядит отрицание (в том числе гораздо более более сложных) фактов.
Искусство риторики, убеждения и ведения диалога, развивалось с древних времен. Софисты, например, которых многие греки просто ненавидели, хотя и являлись часто троллями, всего лишь развивали науку качественного спора, успешной аргументации и обучали этому готовых за обучение оплатить. Софисты мне особо симпатичны тем, что одной из практик и норм было умение защитить и противоположную точку зрения (оно, кстати, и вызывало ненависть к ним современников); это учило спорящего серьезно взглянуть на силу противоположной, другой позиции по вопросу и на слабость своих аргументов. У софиста любитель мяса должен был бы найти аргументы против себя, за отказ от животных продуктов, найти и показать плохую сторону мясоедения после (или до) того как расскажет, почему это так правильно есть животных (или людей - мало ли).
Я до предела стараюсь следовать "золотому правилу". Я стараюсь выслушать собеседника, потому что я хочу, чтобы меня выслушали. Золотое правило постоянно мне напоминает, ты не пуп земли, они такие же люди, как и ты, смотрят на мир со стороны таких же "центр известной им вселенной" позиций. Как пример, я стараюсь не ругаться, потому что прекрасно знаю, что, если мне начнут грубить, высказывать откровенные оскорбления, я просто закроюсь от них и, скорее всего не попытаюсь всерьез найти зерно истины в их высказываниях. Грубости обычно говорят потому что хорошие, сильные аргументы иссякли, или их не было; или человек не готов воспринимать меня как тоже человека (т.е. достойного внимания, уважения, здравых рассуждений), и будет "кидаться какашками", как обезьяна в проходящего под деревом хищника, от злости или ради забавы. Я не всегда из шкуры вон лезу в каждом споре (откуда на каждый спор и время, и силы) и прекрасно знаю, что не лучший я оратор, даже когда стараюсь. Но я стараюсь. Думаю, книжки читаю, лекции слушаю, пытаюсь принять к сведению. Например, замечательна книга/лекции/курс Дэвида Зарефски (David Zarefsky) "Argumentation: The Study of Effective Reasoning". Но сразу, и даже после повторного чтения, оно в голове не укладывается - слишком обширная, слишком всеобъемлющая; повод перечитывать.
Главное в споре - не врать. В том числе не врать себе. Ставить под сомнение не только взгляды противоположные, но и искать ущербность в своих. Только после внимательного рассмотрения можно серьезно, твердо принять ту или иную сторону. И то, даже убедившись в чем-то, нужно с радостью, а не с недовольством встречать найденные впоследствии кем-либо недостатки (и эти недостатки, конечно, тоже подвергать сомнению и критике).
Например, если честно быть с собой, я знаю, что я не супер-умная. Вот брат мой С., который с детства меня троллил тем, что знает больше меня и может лучше преподать то, что знает. У него и память лучше. Отец его - тоже светило, в лучах которого мне разве что греться и задавать наводящие вопросы, чтобы хоть немного стряхнуть тусклость своего ума. Я, как наркоман, ищущий большую концентрацию веществ, чем во мне есть, тяготею к умным, на фоне которых я страшный дурак. Я в таких и влюбляюсь (иногда неудачно - не нужна им та, которая в сравнении с ними дурочка), и я таких уважаю. Бывшая моя начальница, например, при ее некоторых недостатках характера - умнейший человек, помимо этого строгий с собой только более, чем строгий к окружающим. Сидишь, слушаешь ее, и думаешь, как бы не ляпнуть чего. Зная, что пусть я и неплохо разбираюсь в чем-то, в другом я разве что сойду за умную, я не берусь без фундамента из солидных аргументов утверждать, как я во всем права. Покажите мне более твердые основания отличной от моей позиции, я перейду туда. Зная, что другие люди тоже люди, я не хочу указывать им как жить в ограничение их свобод, потому что я тоже человек и ненавижу, когда мне указывают, что и как делать.
Но какая-то картина мира все-таки вырисовывается, совсем без нее не получится жить. Если думаешь, обычно имеешь мнение. Остается надеяться, что стараниями удается приблизиться к истине, что общие черты представлений - действительно общие черты, которые, как упрощенный контур объекта, пусть и требуют уточнений, в целом неплохо его описывают.