WORDS OF PRAISE FOR FISHFOOD
Посмотрела фильм "Проклятие царя Тутанхамона". Как и при посещении самих гробниц в долине царей, я подумала, что, если бы я имела влияние на исследование гробниц, я бы сделала для начала одну очень простую вещь: я бы издала книги-альбомы с дотошной иллюстративной документацией содержимого гробниц. Это были бы книги, (а также электронные копии в большом разрешении для специалистов), в которых были бы опубликованы фотографии всех стен и потолков. В гробницах есть великолепные фрески - так сфотографируйте в высоком качестве эти фрески, и напечатайте! В книгах были бы разделы вроде "Первый коридор, левая сторона", "Камера такая-та, потолок". В начале, например, идет схема гробницы в плане и сбоку и фактологическое описание особенностей гробницы. Для неспециалистов в книге будут пояснения, но будет и фактологическая информация для специалистов - просто данные, вроде размеров или состава чего-либо.
Представьте себе, вы посетили гробницу, или же не смогли ее посетить, но купили в магазине или там, или у себя рядом большую книгу с цветными иллюстрациями. Книга о гробнице Рамзеса III, в ней есть отличные снимки всех стен с фресками, потолков и прочих элементов, и вы больше не забудете, что вы видели своими глазами, вам нет необходимости украдкой делать мутные снимки, потому что можно спокойно изучить официальные высококачественные иллюстрации. Если вы изучаете историю или мифологию Египта, вы получаете огромный массив материала, который больше не надо выколупывать по кусочкам из разных источников, искать готовые снимки у тех авторов, которым разрешили что-то снять частично, теперь можно - если провести аналогию - не страдать над разрозненными кусками поэмы, а прочесть ее целиком в том объеме, в котором она доступна вообще кому-либо в наши дни. В этом альбоме, или в его отдельной полной версии для специалистов (ничто не мешает выпускать сокращенные варианты для туристов и компиляции вроде "Лучшие фрески Долины Царей", а также открытки, календари и прочую сувенирную продукцию), могут быть опубликованы также снимки в ультрафиолете или с инфракрасной подсветкой и прочие не интересные обычному человеку вещи, которые позволяют полнее ознакомиться с материалом. Информация не иллюстративного характера, результаты исследований и ссылки на таковые могут публиковаться в отдельном приложении, если эти данные слишком велики для помещения в комментариях к снимкам.
Такой проект можно расширить для документации разных других объектов. В голову сразу приходят колонны Карнакского храма, стеллы, а также сохранившиеся папирусы. Я обожаю те музеи, которые безвозмездно выставляют виртуальные копии своих экспонатов на сайтах. Это, например, Метрополитен, музей Виктории и Альберта, Смитсоновские музеи, а также многие и многие другие музеи по всему свету (у меня на работе есть огромная подборка таких сайтов, надо не забыть их выложить на сайте, кстати, потому что я, фактически, главный там по полезным ссылкам). Эти виртуальные экспонаты позволяют совершать виртуальные экскурсии по музеям, знакомиться с интересными объектами и даже серьезно их изучать. Если на то пошло, их качество зачастую выше, чем иллюстрации в книгах по теме, пользоваться многими сайтами удобнее, и, что немаловажно, таким проекты музеев с виртуальными экспонатами очень привлекают неспециалистов, возбуждая интерес. Как один из примеров, швеям и кукольщикам очень удобно знакомиться с одеждой и прочими вещами из предыдущих эпох для воссоздания их в своих творениях.
Мне кажется, подобного рода предприятия просто необходимы, ведь они не только предоставят удобный доступ к изучению объектов культурного наследия, но и сохранят копии того, что мы знаем на сегодняшний день. Легко представить, что какая-нибудь катастрофа вроде затопления (которые случались регулярно в долине царей: там уж если дождь, то, хоть и раз в несколько лет, но такой, что заливал нижние гробницы) или человеческого безумия (ISIL и древности как особо яркий кример) может привести к повреждениям, потере части артефактов, их целостности, ухудшению сохранности; в таком случае какие-либо копии, сделанные прежде, имеют несравненную ценность.
Представьте себе, вы посетили гробницу, или же не смогли ее посетить, но купили в магазине или там, или у себя рядом большую книгу с цветными иллюстрациями. Книга о гробнице Рамзеса III, в ней есть отличные снимки всех стен с фресками, потолков и прочих элементов, и вы больше не забудете, что вы видели своими глазами, вам нет необходимости украдкой делать мутные снимки, потому что можно спокойно изучить официальные высококачественные иллюстрации. Если вы изучаете историю или мифологию Египта, вы получаете огромный массив материала, который больше не надо выколупывать по кусочкам из разных источников, искать готовые снимки у тех авторов, которым разрешили что-то снять частично, теперь можно - если провести аналогию - не страдать над разрозненными кусками поэмы, а прочесть ее целиком в том объеме, в котором она доступна вообще кому-либо в наши дни. В этом альбоме, или в его отдельной полной версии для специалистов (ничто не мешает выпускать сокращенные варианты для туристов и компиляции вроде "Лучшие фрески Долины Царей", а также открытки, календари и прочую сувенирную продукцию), могут быть опубликованы также снимки в ультрафиолете или с инфракрасной подсветкой и прочие не интересные обычному человеку вещи, которые позволяют полнее ознакомиться с материалом. Информация не иллюстративного характера, результаты исследований и ссылки на таковые могут публиковаться в отдельном приложении, если эти данные слишком велики для помещения в комментариях к снимкам.
Такой проект можно расширить для документации разных других объектов. В голову сразу приходят колонны Карнакского храма, стеллы, а также сохранившиеся папирусы. Я обожаю те музеи, которые безвозмездно выставляют виртуальные копии своих экспонатов на сайтах. Это, например, Метрополитен, музей Виктории и Альберта, Смитсоновские музеи, а также многие и многие другие музеи по всему свету (у меня на работе есть огромная подборка таких сайтов, надо не забыть их выложить на сайте, кстати, потому что я, фактически, главный там по полезным ссылкам). Эти виртуальные экспонаты позволяют совершать виртуальные экскурсии по музеям, знакомиться с интересными объектами и даже серьезно их изучать. Если на то пошло, их качество зачастую выше, чем иллюстрации в книгах по теме, пользоваться многими сайтами удобнее, и, что немаловажно, таким проекты музеев с виртуальными экспонатами очень привлекают неспециалистов, возбуждая интерес. Как один из примеров, швеям и кукольщикам очень удобно знакомиться с одеждой и прочими вещами из предыдущих эпох для воссоздания их в своих творениях.
Мне кажется, подобного рода предприятия просто необходимы, ведь они не только предоставят удобный доступ к изучению объектов культурного наследия, но и сохранят копии того, что мы знаем на сегодняшний день. Легко представить, что какая-нибудь катастрофа вроде затопления (которые случались регулярно в долине царей: там уж если дождь, то, хоть и раз в несколько лет, но такой, что заливал нижние гробницы) или человеческого безумия (ISIL и древности как особо яркий кример) может привести к повреждениям, потере части артефактов, их целостности, ухудшению сохранности; в таком случае какие-либо копии, сделанные прежде, имеют несравненную ценность.