много раз задавался вопрос, про себя и вслух, между собой и популярно, что народу, научному обществу, России (и миру заодно) нужно от библиотеки.
мне кажется, ответ довольно прост, одно только мешает: для воплощения желаемого нужно много денег, а также труда, причем труда длительного, тщательного, нужно талантливое руководство процессами и продвинутые организаторские навыки.
как пользователь и сотрудник библиотеки, я осмелюсь высказать, что, на мой взгляд, нужно читателям (которые внезапно называются пользователями) от библиотеки.
во-первых, публичные (бесплатные) библиотеки нужны обществу. обеспечивая библиотеками народ, государство способствует процветанию научной деятельности и повышению культуры вообще. и чем эффективнее библиотеки, чем вернее требованиям времени, тем больший вклад в науку и культуру они могут внести, как для специалистов, так и для широкой публики. конечно, нужно много чего другого, например, качественное и доступное образование, от школьного до высшего, всевозможное поощрение научной деятельности, но и библиотеки играют не последнюю роль.
цель библиотеки - дать возможность бесплатного доступа к литературе. что читателю нужно - наиболее комфортный доступ. то есть, должно быть просто найти интересующие издания и просто их получить, пользоваться ими.
читать дальшеперво-наперво им нужен полноценный электронный каталог и вообще удобная система пользования им. то есть, чтобы через интернет он мог узнать о наличии любой книги в библиотеке. чтобы ни одна книга не отсутствовала в этом каталоге (сейчас же каталог неполноценен, там есть все книги с 1996 по 2011, до этого периода и начиная с середины 2011 почти все книги отсутствуют в каталоге, хотя есть в библиотеке; такой вот он куцый). конечно, помимо простого поиска (когда вам известны какие-либо параметры, такие как название книги, автор, год издания, издательство, серия и проч.) необходим поиск тематический. например: Эрмитаж (альбомы), жизнь Гончарова, история войны 12 года, внешняя политика Рузвельта (документы) - и так далее. зачастую поиск оказывается довольно экзотическим (всегда вспоминаю поиск книг/статей по конституции Китая определенного года), а значит, поиск должен быть организован максимально продуктивно. проще говоря, нужны адекватные "теги", а это - целая наука (этим делом занимаются библиографы, у нас - целый отдел). поиск также должен быть интуитивно понятен (не требовать дополнительного обучения), он должен быть быстрым. должна быть организована система электронного заказа (нашел, что книга есть, нажал кнопочку, потом пришел ее читать в библиотеку), которая сейчас есть, но сделана, как обычно, кривыми руками.
второе, о чем наверняка грезят читатели, это оцифровка книг. почему-то это очень дорого. дорога, несмотря на наличие в собственности моей библиотеки специального сканера, который позволил бы бережно сканировать книгу любой степени дряхлости и любой ценности. оцифровка - способ спасти старинную и ценную книгу от лишних манипуляций! нечего студентам трогать газеты петровского времени, но электронную копию не жалко, она не обтреплется. оцифровка это не только некоторая популяризация позабытых изданий, но даже повышение книговыдачи виртуальным способом (если считать, сколько раз книга была скачана, например).
я думаю, что на самом деле камнем преткновения для оцифровки старинных изданий (я имею в виду те, на которые авторские права не распространяются) является нежелание библиотеки (точнее, отдела маркетинга) дать их вообще всем, ибо это скорее всего сократит возможность заработать на переиздании литературы. законы об авторском праве явятся препятствием для оцифровки новых книг, но, я уверена, что возможность разработать правила, позволяющие пользоваться цифровой копией и одновременно не конфликтующие с законом, существуют; для начала можно открыть доступ к просмотру таких изданий только с терминалов библиотеки и "плясать" от этой идеи.
остальное, как мне кажется, вторично.
например, читатель хочет иметь возможность получать копии. оцифровка изданий позволила бы распечатывать копии, не повреждая физический носитель - книгу (журнал, газету...). это дополнительная услуга, поэтому она может быть платной, но цена должна быть вполне доступной. уместна была бы технология print on demand, то есть издание по запросу книг, которые можно издать.
такая простая вещь, как бесплатный wi-fi по библиотеке мне видится довольно очевидным и недорогим улучшением.
в библиотеке существует много правил, рекомендаций, возможностей, услуг. информация обо всем этом должна быть доступна, то есть оформлена просто и понятно и размещена, продублирована там, где это уместно. да и знание о тех элементах работы, которое не касается безопасности и не затрагивает личные дела сотрудников тоже следует сделать открытым.
навигация по самой библиотеке должна быть во-первых, четкой и ясной, во-вторых, двуязычной. весь интерфейс, с которым приходится работать пользователю-читателю должен быть двуязычным. сейчас библиотека не дружественна иностранцу, да и русский в ней может запутаться. помимо этого следует добавить, что нужен общий цельный дизайн, чтобы все было в одном стиле. даже если дизайн простой и спартанский, не изысканный, не дорогой, это лучше, чем "лоскутное одеяло". например, все указатели "аварийный выход" должны быть одинаковыми. имеет смысл обозначить надписями все служебные помещения и даже сделать их другого цвета нежели читательские указатели. и так далее.
у нас есть бейджики, но делал их кто-то рукожопый, мне кажется. на мой взгляд, имя, отчество, фамилия сотрудника должны быть написаны на бейджике огромными буквами, чтобы любой мог моментально прочесть, с кем разговаривает, не поднося нос к бейджу, и вообще идентифицировать сотрудника. для этого также имеет смысл завести форму, но надо или делать ее действительно клевой и разнообразной (одного стиля различные предметы одежды юбка, брюки, платье, блузки с короткими и длинными рукавами и т.д., так, чтобы сотрудник мог подобрать, что подходит к возрасту и фигуре).
тут я отмечу, что библиотека может делать всякие выставки, физические и виртуальные. это нужно читателю вообще, но зачастую мы не знаем, что конкретно. мы, вообще говоря, не совсем в курсе, чем занимается современный ученый. ну, знаем, конечно, но по издаваемым книгам, статьям и личным контактом. имеет смысл поддерживать связь с научными учреждениями и другими библиотеками. это было при СССР и действовало вполне эффективно, но сейчас отвалилось.
вообще нужна двусторонняя связь с читателями. а то, например, мы тратим деньги и меняем им столы, а им и так хорошо, им нужен диванчик в коридоре. им нафиг сдалась такая-то услуга, но они с радостью понесут деньги, если появится другая. может, ему наплевать на то, что мы делаем в соцсетях, а мы тратим на это кучу времени... а значит, нужно анкетировать, анкетировать и, еще раз, анкетировать народ на регулярной основе. эффективный фидбэк - важная штука.
очевидно, несомненно, что пользователь будет рад физическому комфорту, и уё...убитый паркет, расшатаная разношерстная мебель, объявления без порядка, облезающий потолок, стертый ковер и прочие уродства, торчащая из всех углов нищета, нищебродская экономия, невкусная еда в буфете отнюдь не привлекают народ. может, многие бы ходили в два раза чаще, если бы находиться в помещении библиотеки было бы реально приятно. а что вы бы хотели от библиотеки?
Когда я работала на выдаче, больше всего мои читатели-студенты хотели чтобы я написала за них реферат, курсовик, диплом, а в идеале все вышеназванное вплоть до докторской диссертации.
Я считаю, это не та услуга, которую должна предоставлять библиотека. Моя воля, я бы вообще такое запретила. Хотя бы потому что научная работа - демонстрация способности создавать такие работы, и в том смысл этих работ, чтобы оценить их творца. Если я, например, напишу за деньги реферат студенту, студент получит отлично за то, чего он не умеет. Это противоречит цели обучения.
Другое дело, что хорошо, когда библиотека имеет сотрудников (время и финансы на их содержание), которые пишут какие-то специфические труды, способствующие как продвижению имиджа, престижа, рейтинга библиотеки как серьезного учреждения, но заодно и способствуют всякому хорошему в отношении работника. Кое-что, например, исследования по экслибрисам, работу над редкими старинными книгами, специальные библиотечные исследования гораздо продуктивнее производить, будучи сотрудником библиотеки.