слушаю вместо колыбельной аудиокниги Энн Райс, наслаждаюсь голосом, интонациями и произношением чтецов.

подумала о том, почему же так привлекательны эти книги. почему именно книги о вампире, кровопийце Лестате так нравятся? а потому что они по сути говорят о всем том, о чем мы мечтаем, потому что вампиры Энн Райс содеражат в себе очень много из того, чего мы страстно желаем.

потому что их герои говорят о любви. и не просто о любви, а о том что они любят нас, всех и каждого, Лестат не единожды прямо обращается к читаетелям, настаивая, что мы, читатели, ему нужны. а как Лестат восхищается каждым живым человеком? как он нежен с теми людьми, кого уважает и любит? мы хотим быть любимыми, отчаянно хотим.

вампиры бессмертны. прекрасны и вечно в том вознасте, в котором их сделали вампирами, а почти все вампиры юны. мы мечтаем быть вечно юными, вечно прекрасными и совершенными: не бывает толстых вампиров, больных вампиров, у них прекрасная кожа, пышные волосы и яркие чарующие глаза (и совершенное зрение). мы мечтаем быть сильными, вампиры сильны. у них чистое сознание, ограниченное лишь личными рамками, и их мысли яснее и чище, им легче что-либо понять, запомнить, выучить, легче настолько, что лишь поглядев на игру на скрипке, бессмертный Лестат смог играть, да так, как не способны живые...

за все надо платить, и плата - жизнь. вампир не живой, он мертвый, автор нам не раз напоминает... но ведь реальной Жизнью мы считаем сознание, пока ты себя сознаешь и мысли твои при тебе, ты жив. смерть и страшна неведением, отсутствием самоосознания, неизвестностью.

плата - то, что солнце и огонь - смерть. как вампиры разных авторов страдают, что не могут видеть света солнца! но подумайте, если бытие вампиром дает столько драгоценных даров, ночь будет прекрасна!

плата, пожалуй, самая страшная - невозможност иметь детей. все существование жизни основано на том что живое существо родит потомство. если не родит, его вид вымирает, поэтому выживают те, кто хочет размножаться (ибо их предки хотели размножатся и преуспели в этом). инстинкт размножения присущ человеку, и это естественно и нормально, и человеку страшно не оставить потомка. существовать без детей - наследников генетического материала - страшно. страшно больше не иметь возможности их иметь.

плата - пища. вампиры пьют кровь и с нею жизнь, они канибалы, и это страшно. страшно тем, что это нарушает табу на убийство, на поедание соплеменников, органично вписывающееся в большинство людских умов.

и схожим образом у Лорел Гамильтон, но в ее книгах у вампиров сильна социальная организация, над ними давлеет общество таких же мертвецов, рамки этого нового общества. а еще эти вампиры все-таки могут размножаться... но в общем похоже.

и все же мир вампиров - счастливый мир. по Энн Райс большинство решило пить кровь лишь преступников, злодеев убийц и наркодилеров, или пить понемногу, так что жертва остается живой и в счастливом неведении того что произошло. и тогда, если смириться с ночной жизнью и с тем что детей у тебя больше не будет, мир вампиров - счастливый мир! мир, где можно делать почти все что заблагорассудится, где нет болезни, голода, смерти, где ты хотя и вечно одинаков - но вечно прекрасен, где годы делают тебя лишь сильнее. где мир вокруг хотя и не любит тебя по прежнему, по прежнему к тебе равнодушен, он прекрасен и открыт, и ты в нем силен. поэтому все-таки хочется, все-таки мечтается.

как заключение цитата:

Массовая художественная культура успешно воплощает в себе самый желанный человеческий миф - миф о счастливом мире. При этом она не зовет своего зрителя, слушателя, читателя строить такой мир, ее задача в другом - предложить реципиенту (т. е. все тому же зрителю, слушателю, читателю) убежище от реальности. И это, действительно, новый эскапизм, многократно усиленный средствами массовой информации и техническими видами искусства. Чем откровеннее большие художники говорят правду о мире, оставляя простого человека один на один с судьбой, с тяжелым бременем свободы, тем более востребованной для потребителя становится увлекательная сказка об этом самом мире.

(с) Пичко Н. С. пособие по подготовке к экзамену по культурологии

поэтому неудивительно... ну, вы поняли.