как эпиграф:
Religion is like a penis. It's good to have one, and you can be proud of it. But don't wave it around in public, and don't try to shove it down my kid's throat.
Религия похожа на пенис. Хорошо, если у тебя есть член, и ты вполне можешь им гордиться. Но не стоит размахивать им на людях, и даже не пытайся запихнуть его моему ребенку в горло.
Religion is like a penis. It's good to have one, and you can be proud of it. But don't wave it around in public, and don't try to shove it down my kid's throat.
Религия похожа на пенис. Хорошо, если у тебя есть член, и ты вполне можешь им гордиться. Но не стоит размахивать им на людях, и даже не пытайся запихнуть его моему ребенку в горло.
мне кажется, я пишу о чем-то таком чуть ли не ежегодно, когда накапливается =) обидчивых прошу пролистать и не тратить время на обижание, лучше чем-нибудь себя порадуйте.
одна моя сотрудница меня спросила, крещеная ли я.
крещеная: когда мне было годика 3, по настоянию бабушки меня отвезли в церковь недалеко от Завет Ильича (это Московская область, под Пушкино) и крестили. крестик до сих пор где-то лежит, я даже знаю, где искать. я хорошо помню, что на мне было синее платьице с желтыми цыплятками, и как мне это все не понравилось - дядька противный с бородой, люди всякие пырятся, все похоже на игру - и на самую дурацкую. кажется, я тогда разревелась, хныкала и вообще выражала свое недовольство. страшновать было и неприятно, заставили что-то делать, а зачем - совсем непонятно. почему-то мне помнятся голые дядьки в рядок по левой стенке где-то в глубине... наверно, это были очень хорошие иконы (или что там могло быть - три дядьки, кажется, в чем мать родила), и, если честно, я не знаю, может, это мне потом "по следам" приснилось, или что-то было, откуда воспоминание взялось.
читать дальшеи сотрудница качает головой (я просто сказала, что да), и говорит, как хорошо. а что хорошего? какой толк в проведенном обряде, если мне что крестик, что африканская маска, что висит на стене бабушкиной квартиры, имеют одинаковую ценность. только маска красивая и интересная.
если кто-то мне сообщает, что он верующий, а точнее рассказывает что-то, что об этом свидетельствует, я скажу,
я же считаю, что все это - шелуха. это культура (история), но недостойный фундамент для ценностной системы. ты должен быть хорошим человеком не потому что [Исус/Магомет/Будда] сказал, а потому что это морально верно. следует черпать силы в себе, а не полагаться на фантомные конструкты, созданные не только (и поддерживаемые не столько) ради добра, но и чтобы властвовать наивными верующими. не нужно религии, чтобы быть добрым, добросовестным, честным, сочувствующим, снисходительным, справедливым, неравнодушным - хорошим. пророк мог сказать что-то действительно мудрое и вдохновляющее, что не удавалось сформулировать так четко и ясно раньше, но это достойно внимания не потому что он какой-то пророк, а потому что это все еще остается стоящим после внимательного критического рассмотрения. во многих религиях найдутся вариации на тему золотого правила «относись к людям так, как хочешь,чтобы относились к тебе» («не делайте другим того, чего не хотите себе»), что имеет огромный смысл вне привязки к какой-либо системе веры.
то есть, если основу моральности искать только в людях, полагаться на себя и быть честным с собой, не нужно всей мишуры, которую навязывает религия вдогонку к достойным заявлениям, смешивая зачастую достойное внимания и просто вредное. мне отвечают, что не все так сильны, чтобы быть самому себе непредвзятым судьей. так я могу ответить, что религия часто поощряет слабость, говорит, можешь не думать, за тебя все и так знают лучше тебя. нельзя убивать людей не потому что боженька сказал, а потому что ты сам не хочешь быть так просто убитым, правильно? надо искать в себе силы, не закрывать глаза на слабости - просто надо, чтобы жизнь стала лучше, твоя и окружающих.
что, наверно, было одним из самых обидных религиозных откровений детства (или, скорее, не обидным, а отрезвляющим, о... о... овзрослеющим), то есть, что было замечено мною еще маленьким ребенком, и что заставило очень задуматься, это то, что, что бы ты не просил у бога, как бы ты себя не вел, и что бы ты не получал в жизни, все получаешь или от себя, или от других людей напрямую, никакого "божественного" посредничества, сколько ни гляди. это было в то время, когда правда и вера действительно находятся примерно на равных правах, когда заскакиваешь на кровать вечером издалека, чтобы нечто из-под кровати не схватило за ноги. когда до ужаса можешь бояться зеркал ночью (пожалуй, последний из моих бывших страхов, который ушел относительно недавно). до школы, наверно. и сейчас, вера или суеверие - все одно, всегда существует вполне земной источник твоих счастий или несчастий. разве что во сне, в котором может случиться что угодно, можно встретить что-то божественное (я не встречаю ничего божественного, но могу встретить дракона или девку с двумя членами - тоже неземное)). в жизни же если что-то кажется чудом, то или ты не знаешь реальных физических причин за фасадом произошедшего (и просто безграмотен или же вообще говоря образован, но не в той сложной области, которая бы это объяснила) , или это закономерная случайность, и ты просто не заметил те разы, когда "знамение/чудо" не произошло сто раз, а заметил совпадение, которое когда-нибудь, с кем-нибудь должно было произойти. все хорошее, что делается и все нехорошее, происходит от действий или бездействий твоих или чужих, от чьего-то знания или не знания. все добро и зло, что пришло в твою жизнь, пришло от людей. это родители/близкие тебя покормили и дали интернет (или ты сам покормил и дал), еда не сотворилась из воздуха, потому что ты был добродетелен, интернет не возник из святого эфира.
одной из дурных черт религий (тут уже ясно, что из основных религиозных течений буддизм сложнее всего осуждать в том русле, в котором я осуждаю известный мне класс религий) является то, что они утверждают себя как единственную истину. как может быть единственным и непререкаемым богом Аллах, одновременно и еврейский Бог, а также католический, не забывая о православном? а если и един Бог, только под разными именами - то какая религия его понимает правильно, как Он хочет, как ближе к истине? тут, положа руку на сердце, и не узнаешь-то никогда, кто прав. только при "итоговом рассчете", один на один с этим богом - но этой информацией не с кем даже не поделишься. да, и при этом различные народы верят также в абсолютно другие системы, никак с авраамическими религиями не пересекающиеся, и тоже убеждены в истинности своей веры. а солнце у всех одно, одна земля, одна луна, звезды на небосклоне те же, воду пьем ту же и тот же огонь разжигаем. и абсолютно согласны в существовании этих объектов "чувственного мира". живем не каждая группа верующих друг с другом, а все в одном мире. как это согласовать, чтобы было справедливо?..
меня, например, бескрайне возмущает, практически обижает подход, который близок многим представителям знакомых мне религий. после смерти попадешь в рай или в ад. если был праведным, попадешь в рай. ок, примем эту гипотезу. но куда денется какой-нибудь "дикий" островитянин, который не имел никакого шанса узнать о христианстве (его племя еще не открыли европейцы) или даже древний египтянин (вавилонянин, китаец), который жил до "открытия" христианства (мусульманства, иудаизма)? пусть этот островитянин был добрейшим человеком, честнейшим, благороднейшим, работал не покладая рук, любил семью и не только, всем помогал - был святее всех святых разве что вечером читал молитву другому божеству. или же, если истинной является одна религия (пусть иудаизм), но человек был рожден в другую его ветвь (раскольническое православие) и воспитан в этих традициях? займет ли он хорошее место в раю, если не растил пейсы?.. честно, мне кажется, что если бы бог был, он был бы рад трудолюбивому доброму атеисту больше, чем жадному попу, наживающемуся на вере прихода. если это не так, и ему нужно почитание, шел бы он лесом, не нужен он такой -бог, который хуже многих людей, я считаю.
люди говорят, что им религия помогает. пусть помогает. казалось бы, пусть. снимает с плеч некоторых тяжкий груз бесконечных беспокойств. казалось бы, пусть. ну, ладно. это я говорю, что свой груз ты должен нести сам, никто с твоих плеч твои плохие дела не снимет - кто меня послушает, я ж не пророк, и ошибаться могу.
но ведь во имя религий совершается столько злых дел! помните, жгли старообрядцев? а "ведьм" сколько замучили. и ученых (вспомним Джордано Бруно). сколько умерло народу на алтарях индейцев центральной Америки. сколько невинных посторонних погибло в современных религиозных террактах - хватит на небольшую страну. я поддерживаю точку зрения, которая утверждает, что умеренные умеренными, а именно из их массы вырастают злые ядовитые ростки радикальных и смертельно опасных. это страшно. но если в светском обществе встречаются внезапные психи, расстреливающие школьников, прохожих, в религиозных сообществах такие опасные сумасшедшие могут быть организованы.
из религии растет агрессивное (и пассивное!) невежество, вставляющее палки в развитие науки и технологии и, конечно, общества к лучшему (как в сторону эффективности, так и в сторону гармонии). растут злые и опасные идеи, которые якобы обязаны поддерживать рядовые верующие. это такие простые и причинившие столько страданий убеждения, как осуждение гомосексуалистов, а также более опасные идеи как борьба с вакцинацией, а также борьба за отъятие у женщин права распоряжаться собственным телом (борьба с абортами). из невежества же растет и борьба с ГМО и многое, многое другое.
и не говоря о том, что просто море всего, что утверждает религия, никак не коррелируется с данными, колучаемыми при изучении мира вокруг нас научными методами. а именно, или ложно, или недоказуемо.
и в целом неуживчивость, в разной степени, многих религиозных движений и индивидуумов с мировоззрением других индивидуумов. религиозные люди часто хорошо себя ведут в отношении к "своим" и просто вредительски к "чужим". именно за это многие не любят евреев, а также мусульман, а также национальные группы - за то, что за своих они стеной - но при этом плюют на других, а некоторые и убить "чужого" готовы - и для них это норма. и только светсткий закон, равняющий их всех, порой удерживает это в узде.
прикрываясь "оскорблением веры", а также "правами верующего" можно творить многое всякое, чего нельзя простому гражданину, не входящего в паству той или иной религии. скажи атеисту, что его убеждения - идиотим, он может обидеться, но вряд ли убьет. разве что поколотит, если совсем донимать. скажи верующему, что его символ веры не стоит выеденного яйца (посмотрим как на религиозных фанатиков, так и на футбольных фанатов для сравнения), и можно ожидать, что тебе не только набьют морду, но и убьют. неверющий или верящий во что-то нетривиальное скорее всего продолжит с вами общаться, если ваши убеждения не совпадают, верующий имеет тенденцию сильно оскорбляться и больше с вами не разговаривать. в мои убеждения можно кинуть пару тухлых яиц и смело ткнуть пальцем в шаткость моих конструкций, но не смей сказать иному христианину, что верить в то, что, причащаясь, выпиваешь как бы кровь символа веры, это как бы каннибализм. как бы, ибо все же притворство (а если не притворство, а оно воистину превращается - то настойщий мини-каннибализм со своей шикарной символикой).
прикрываясь религиозностью можно смело отымать чужую собственность. можно встретить тысяча и одну историю, когда на бывшей территории чего-то церковного (уже более века как бывшей) давно существует культурное учреждение, и тут осмелевшая РПЦ вспоминает, что когда-то это принадлежало церкви - и музей, библиотека, школа лишаются необходимого места. часто безвозмездно. и это может быть не только церковь (как церковь Владимира на старых садах под окнами моей библиотеки), но и вполне светского вида здание. я знаю также, что у библиотек можно смело отымать религиозные книги. так, книга с названием вроде "jewish sabbath" (хотя нет, она, кажется, на немецком, соответственно, называется слегка иначе) - "еврейский шаббат" лежит в запасниках моей библиотеки, а не выставляется в доступный для поисков фонд, ибо существует серьезная вероятность, что, будучи обнаруженной соответствующим сообществом, будет ему безпрекословно передана, согласуясь с чудесными законами нашей чудесной страны (и не важно, что книга в свое время была или куплена, или так или иначе нам честно передана).
я уж не говорю о том, что, утверждая, что ты оскорблен чем-то, что не для тебя писалось, можно затыкать другим рот. свобода слова и мысли - то, что несовместимо с "центральными" религиями.
об особенностях толкования писаний тоже можно наговорить целую книгу - как решается, что воспринимать буквально, что метафорически, а что просто опустить как устарелое, а также как примиряться с противоречиями писаний и комментариев. то, что многие религиозные люди не читали основной книги своей религии тоже можно отметить (во что они тогда верят, не познав основной источник). это, должно быть, в меньшей степени касается мусульман.
тут уместно ометить, слегка запоздало, что верующий отнюдь не приравнивается мною к убогому, злому и в общем нехорошему. и среди моих знакомых есть очень замечательные, достойные уважения, хорошие и добрые люди, которые в той или иной степени, в том или ином отношении, как раз верующие. но увы, черты, присущие многим верующим за счет их веры заставляют внимательнее приглядеться и к "простым" верующим. а то оказывается, все хороший да хороший, а тут взбрыкнет, то обидевшись, то даже вред причинив.
я хочу сказать, что к религии, к вере у меня столько претензий, что все это перевешивает любые призывы вступить в эти стройные ряды. и у меня никак не получается представить, как, видя то же, что вижу я (несправедливости всякие), можно, не входя в сделку со своей совестью, присоединяться к какой-нибудь религии, к православию, католичество, мусульманству - и многим другим. я со скрипом, но вполне могу понять, как можно иметь некую веру, расходящуюся в той или иной мере с текущей научной картиной мира. но религия - я не знаю, как с этим живут, как можно обходить в уме самые вопиющие недостатки религии, как при них сохранять веру.