20:36 

издайте мне всего

nam-shub
WORDS OF PRAISE FOR FISHFOOD
Существует множество изданий вида "Полное собрание сочинений [Тургенева]", есть также "Полное собрание писем [Тургенева]". Мне кажется, я никогда не видела "Полное собрание..." всего-всего от художника. Есть издания, посвященные жизни и творчеству художников (например, Дали). Есть подборки произведений художника. Альбомы картин музеев (практически всегда не полное отражение всей коллекции). Альбомы, посвященные периоду (избранное, представительное). Что я бы хотела видеть, это чудовищный многотомник "Весь [Дали]". Он бы состоял из книг нескольких групп.

В первой группе были бы все цветные картины автора по годам. Это, конечно, большеформатное издание высокого качества. Во второй - графика, то есть, черно-белые и карандашные работы; это издание не требует такого качества; хотя можно не делить на два блока или объединить графику с основным блоком картин; с другой стороны, цветными обычно бывают главные работы, а графика, черновики - на втором и третьем плане. Если автор не только художник, но и скульптор, архитектор и т.п., объемные работы тоже нужно включить, но тут понадобится две-три, а то и больше фотографий на работу; к таким работам часто есть эскизы и планы, их не забываем. В комментариях к работам необходимо указывать размеры, материалы, время и место создания (насколько известно, ссылаться на источник информации). Информацию искусствоведческую следует сильно ограничивать: она занимает место и является вторичной работой какого-то исследователя (а не нашего автора); я бы ее вообще издавала в отдельных томиках примечаний, это к тому же экономит дорогую высококачественную бумагу.

В другой группе надо издать фотографии, имеющие отношение к жизни автора: его работы и чужие фото с ним и, скорее всего, фото без него, но имеющие к нему прямое отношение (например, фото его дома). У авторов, живших до появления фотографии, этих томов не будет. У тех, кто связан с кино, может быть диск с кинокартинами, в создании которых он участвовал. Мы же собираем все, что касается нашего автора. У композиторов и музыкантов, конечно, будет диск с их музыкой; если не прижизненное собственное исполнение, придется подумать, что включать; я уверена, странные нетрадиционные интерпретации пошли бы отдельным диском или не были бы включены в собрание - это слишком вторичные работы, автор так не задумывал.

Далее следуют тексты автора, в зависимости от того, что он писал. Это могут быть несколько блоков, например: журнальные статьи; документальные, художественные произведения и поэзия; письма... нотные издания! А может быть одна группа многотомников, где все тексты даются в прямом хронологическом порядке, а то и однотомник - мало ли сколько нам о нем известно. В такие тома можно включить фотографии рукописей частично, но можно и издать фотографии всех-всех доступных рукописей (с параллельной расшифровкой); где рукописи утеряны, печатать просто текст, что есть.

Понятное дело, все личности разные, и они будут изданы по-разному. Если мы издаем кого-нибудь вроде Кэррола (Чарльз Лютвидж Доджсон), возможно, нет смысла издавать альбомы с его рисунками, достаточно вставить иллюстрации в общую массу работ. Может быть в тексты, может, в альбом с фотографиями, среди текста/фотографий или сделать раздел, том, внутри тома - на усмотрение издателя.

Я бы издавала такие "Полные сборники работ [автора]" лишь с очень небольшими комментариями. Потому что не комментарий влиял на работы, а наоборот. Потому что комментарии могут быть разными: разные исследователи в разную эпоху, в разных странах, придерживающиеся разных школ... могут дать разную оценку, иметь на руках разную информацию, разной степени полноты, на которой основывают свою позицию; а основной материал, произведения автора, все те же (за исключением вновь найденных утерянных работ, не вошедших в наш сборник потому что у нас их было не было во время издания). Таким образом, можно как издать дополнительные исследовательские тома к конкретному собранию, так и взять любые исследовательские работы, изданные отдельно. На полке у читателя будет стоять его любимый автор (=наш сборник), а рядом можно размещать более (или менее) скромно изданные исследовательские работы, и это было бы очень удобно.

Картины одного художника обычно разбросаны по множеству музеев и частных коллекций. Не все их можно увидеть вживую, даже если есть возможность путешествовать, время и деньги на это. А с учетом того, что запасники музеев гораздо больше экспозиций, а также того что не всякая частная коллекция вас пустит, увидеть все, все работы попросту нереально. Максимально полный сборник позволит работать со всем материалом, который только можно найти. Конечно, серьезному исследователю может понадобиться еще более полный материал, например, он будет исследовать фактуру картины под разными углами, даже под разным освещением... Но стопроцентная объективная информация о предмете содержится только в самом предмете, любая копия что-то теряет.

Подобное издание не сделает бессмысленным другие издания. Большинству решительно не нужны монстры-многотомники, полный набор которых способен занять, а то и переполнить всю домашнюю библиотеку в некоторых домах. Им достаточно неполных собраний (избранное, графика, ранний...), собраний, где этот автор в числе других (Эрмитаж; импрессионисты Франции первой половины...). Собрание просто работ ничуть не уменьшает ценность исследований (каких-либо имеющих к автору отношение) и даже позволяет углубить и расширить последующие исследования и переиздания.

Почему такого до сих пор нет? По писателям еще можно найти, но не по всем, и тем более на по прочим творческим людям. Да мало кому нужно, кто купит чтоб окупилось? Чтобы, фактически, собрать все материальные проявления жизни кого-либо, необходимо проделать (и оплатить) огромную работу. Не окупится. А в случаях работ, разбросанных по частным коллекциям, скорее всего попросту не удастся скопировать их все - владельцы разные бывают. Это вам не покемоны, это реальный мир.

@темы: мысли вслух, если бы

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Here be dragons

главная