nam-shub
WORDS OF PRAISE FOR FISHFOOD
Я не нашла у себя такой записи, но, может, я повторяюсь.

Известно, я люблю мечтать. Мечтать, размышлять, считать овец и всяко строить исключительно гипотетические сценарии. Допустим, можно вообразить, что все домашние животные вроде кошек и собак обязаны иметь паспорт, нет паспорта - штраф, просрочены прививки - штраф, не убрали за собакой - штраф... Ну, вы поняли, более и менее абстрактные сценарии. Мне нравится. Я получаю от этого удовольствие, даже если пользы никакой.

Например, сценарий из серии "если бы...", сценарий явно невозможный в обозримом будущем. Один из: у меня их много.

Допустим, я могу открыть магазин чего угодно. Ну вообще чего угодно, хоть магазин, в котором продают все съедобные фрукты на свете, и наплевать на логистику, наплевать на возможность воплощения, наплевать на рентабельность. ОвощЪ. ХруктЪ. Но надо ограничить этот магазин какой-нибудь концепцией. Какой бы магазин я хотела? Я только изобретатель магазина, надо придумать не максимально прибыльный, а максимально интересный, желанный. Единственное условие, магазине могут продавать только реальные вещи, и даже если "за сценой" происходит что-то совершенно невообразимое (телепортация синей клубники прямо с куста), в магазине все чин-чином, даже если это интернет-магазин: витрины, ценники, продавцы, никаких волшебных палочек и световых мечей; продавать все сорта картофеля разрешено, условно бесконечные, не ограниченные площади разрешены (магазину разрешено иметь площадь города, по крайней мере нуждаться в таких площадях для полного воплощения идеи), драконьи яйца не разрешены. Кажется, кто-то хочет есть: то фрукты, то корнеплоды... Конечно, особо соблазнительной видится идея продавать все из какого-то класса, в зависимости от увлечений и нужд человека, когда увлечение не стоит на коллекционировании и добывании, а этот элемент только раздражает (например, изделия из цветного стекла - художникам нужен ассортимент, а он весьма ограничен, в России то ли не производят, то ли есть 4 цвета, хотя разные заводы разных стран предлагают сотни и сотни; на разных заводах отличающиеся гаммы расцветок).

Я бы открыла магазин чего угодно вышедшего из производства. Он может принять две формы: или вываливать в продажу тонны хрени, которую больше нигде не купишь, или работать на заказ, скорее всего сочетать эти направления. То есть, вам нужна деталь, которую нигде не купишь, только с рук в Австралии и б/у, а ведь не далее как 70 лет назад можно было в каждом втором магазине приобрести, тогда вы обращаетесь в этот магазин, и вам называют цену.

В любом случае, меня озадачивает, как формировалась бы цена. С одной стороны, можно просто учесть инфляцию и прочие подобные уравнения и получить стоимости. На мой взгляд, это было бы не справедливо, потому что производство гвоздя, допустим, только удешевлялось, и массово произвести гвоздь, аналогичный по качествам гвоздю столетней давности, сейчас стоит гораздо меньше. Но так как наш магазин продает очень точные копии, гвоздь может быть не лучшим примером: худший гвоздь столетней давности, возможно, сложнее произвести даже современными технологиями (вообразим целый завод, проектируемый сейчас только для этой цели, но не ради одного гвоздя, а как будто они нормально раскупаются, как стеклянные банки), чем современные гвозди, имеющие лучшие потребительские качества. Хорошо, посмотрим на спирт: его можно добыть по-разному, и, если мы говорим об одинаковом продукте (95% спирт, 5% вода, например), то потребительские качества старинного спирта, произвести который более трудозатратно, абсолютно ничем не отличаются от современного дешевого спирта. Можно вообразить, что товар как будто произвели на современном заводе, а спрос подобен спросу на пике этого самого спроса давным-давно. Если спросить меня, то товар должен стоить вдвое, чем если бы стоил сделанный в наши дни в современных условиях. Примерно вдвое, в зависимости от товара: не хотите переплчивать? - ищите более дешевый вариант, замену, в другом месте, вас никто не держит, в кошелек к вам не лезет, товар не навязывает. Понятное дело, что крем, содержащий в себе настоящую черную икру, сделанный тогда, когда ее ел любой мещанин, и такой же крем, производство которого возобновили, не может стоить одинаково - факторы разные: с одной стороны удешевление стоимости труда, автоматизация производства, с другой подорожание черной икры. Короче, попытка дать хотя бы приблизительную оценку волшебным образом появившихся товаров - страшное дело! :-D

Но часть товаров такой магазин все равно бы не продавал: товары, не отвечающие современным требованиям безопасности, можно было бы только увидеть в онлайн каталоге в специальной секции или если вы ищете конкретный товар, а он только в той секции есть. Простой пример таких вещей: продукты с радием - крем с радием, помада с радием и прочая опасная дрянь, чья опасность не была выявлена на момент начала продаж. Это значит, что вы спасены, если разорилась фирма, продававшая уникальное лекарство, и при этом вы не сможете купить традиционную средневековую косметику (по крайней мере в разделе косметика и без буклета об ее ядовитости). Но, скорее всего, вам предложат аналоги. Я также думаю, что этот фантастический магазин продаст вам "такое же, но только с перламутровыми пуговицами" - например, можно купить объект, внешне как старинный, но из современных аналогов, или, если объект выпускался в одном цвете, вам могут продать в любом другом, доступном для выбранного материала. Если любимая помада актрисы оказалась ядовитой, умный сайт магазина предложит вам варианты помады, которая выглядит так же при нанесении (и скорее всего вы пойдете покупать ее в другой магазин, а именно, если аналог производят до сих пор; пойдете в какой-нибудь MAC, раз нужно неотличимую). Если внезапно что-то вернется в производство, волшебный магазин перестанет это продавать - не выгодно.

Это не бизнес-идея. Это безумная идея. В жизни вы будете обходить магазины тканей в поисках муслина как при Людовике XVI, а если совсем каприз серьезный, найдете особого производителя. Реконструкторы, например, имеют знакомых кузнецов и прочих умельцев, ткут ткань на станке, красят кореньями и ягодами. Если вы увлекаетесь старинными автомобилями, вы изволите найти денег на индивидуальное ручное производство сломанных деталей на современных станках, на выпиливание хоть ручными инструментами. Но иногда вашу любимую помаду перестали производить (и вы не можете купить мешок, потому что она испортится!), любимая стиральная машинка прослужила 25 лет и сломалась, а заменить детали нечем... прогресс, видите ли. Что перестают выпускать? Одежду и обувь - почти каждый год. Технику через десяток лет, часто раньше. Косметику - бывают уникальные выпуски. Краски. Мебель и комплектующие. Инструменты (в том числе музыкальные)... Что угодно! Все меняется, чтобы удешевить производство (нет железным пылесосам), чтобы сделать привлекательней новинку (хотя старая версия не хуже), просто по веянию моды, потому что пришел новый дизайнер и он тоже хочет творить, по причине развала компаний (естественно), да и просто потому что не выгодно производить (не покупают, устарело), потому что средства производства развалились и новые делают иначе, потому что договор на новый выпуск не продлили (книги - типичный пример)... И ты сидишь со своей теперь уникальной чашкой, которую нигде больше не купить, читаешь книгу, которую не переиздавали пол-века в кресле, произведенном на закрытом нынче заводе, в одежде позапрошлогодней коллекции. Тлен и тщетность бытия. Артефакты. Культура.

Интересно, что бы и как бы разграничивалось, и разграничивалось ли бы вообще, товары ручного производства и массовые. Ведь часто массовые сделаны вручную (египетские скарабеи), а иногда на заводе почти без участия человека производят только уникальные объекты (что угодно под заказ).

Для уникальных предметов, я думаю, нужен отдельный магазин копий. Такой, который продавал бы копии чего угодно уникального, но 1) на второй взгляд отличимых от оригинала (допустим, большой штамп на дне, другой цвет, материал или размер объекта), б) из современных материалов (не слоновая кость, а какой-то особый орех, коровий рог или вообще хороший пластик), в) копии объектов, созданных ныне здравствующими авторами или недавно почившими, без их согласия магазин не продает. В музеях часто можно найти что-то такое, но это единичные случаи; я, помню, покупала жабку Хекет (египетская богиня), у дедушки есть графин и кубки копии ренессансных, что ли, много где можно купить копии древних греческих, римских статуй и еще немного по мелочам. Специальный магазин копий продавал бы эту хрень массово. Мас-со-во.

@темы: мысли вслух, если бы